- Леонтьев, Алексей Николаевич
- (1903-1979)А.А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н. ЛеонтьеваРоссийский психолог, один из основателей психологической теории деятельности.В 1924 окончил ф-т обществ. наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове. В 1936-1956 гг. - в Институте психологии АПН (в настоящее время - Психологический институт РАО). С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан ф-та психологии МГУ. Доктор наук (1940), профессор (1932), действительный член АПН РСФСР (1950) и АПН СССР (1968). Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы.Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и дг.р. Свой капитальный труд "Развитие психики", посвященный эволюции психического в животном мире - от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания, Л. защитил в 1940 году в качестве докторской диссертации.Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке, разрабатывая свой вариант внедрения принципа деятельности в психологию. Путеводной нитью для него служил структурный анализ деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Проводилось различие между значением и смыслом с тем, чтобы отграничить компоненты общественного опыта, запечатленные в слове, от личностного смысла тех событий, которые переживаются субъектом.В своей обобщающей работе "Деятельность. Сознание. Личность" (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятельности, с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества.Л. создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук. На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Л. положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.
Кто есть кто в российской психологии. 2011.